Татьяна Карниз. СТРАХИ "ПО НАСЛЕДСТВУ".
(Статья была опубликована в
журнале "Лиза" N42, 2002)
А. Камю назвал 20 век "веком страха".
Каждый человек чего-то боится. Но страх
страху рознь. Есть страхи, которые благотворно влияют на человека.
Они принуждают человека обратиться к пониманию высших смыслов, "толкают" к
мужеству и самоутверждению. И есть страхи, приводящие к
переживаниям беспомощности и незащищенности. Они могут загнать в своеобразную "ловушку",
в которой человек не может раскрыть свои возможности, самореализоваться, жить полноценной
жизнью. Каждый новый страх, привнесенный человеком в свою судьбу, подготавливает место
для появления следующих страхов. А чем больше страхов, тем
меньше шансов быть счастливым - "где есть страх, там места нет
любви".
Легко и незаметно свой негативный опыт и
страхи можно переложить на хрупкие плечи детей. Если мы боимся темноты,
воров, людей противоположного пола, выглядеть смешно, не удивительно, что те же
страхи будут и у наших детей. Часто взрослые, сами
того не ведая, "дарят" детям кучу своих взрослых страхов и нерешенных
проблем.
В один из летних выходных Ольга со
своей одиннадцатилетней дочерью, с бабушкой и дедушкой поехали на
озеро. Дочь взяла мяч и плавала далеко от
берега. Ольга следила за дочкой, т.к. та не очень
хорошо умела плавать и одновременно любовалась ей. Ей нравилось, что
дочь получает огромное удовольствие от самого процесса плавания,
и в отличие от нее не боится глубины и может
заплывать очень далеко. Но безмятежную картину созерцания
нарушала паника бабушки и дедушки. Они стали возмущаться тем,
что Оля позволяет дочери плавать на глубине. "А вдруг она
выпустит мяч?" "А вдруг в воде сведет ногу,
начнется судорога, она захлебнется?" Все это говорилось с тем, чтобы
девочке было немедленно приказано вернуться в лягушатник. Ольга понимала волнение своих
родителей. Ее родители, врачи по специальности, в своей работе ни раз
сталкивались со смертью людей. Для них было естественно, во
многом видеть опасность и оберегать от них и собственных детей, и
внуков.
Она посмотрела на дочь: по ее мнению
ситуация находилась под контролем. Если дочь выпустит мяч, то
сможет до него доплыть, а судорожные состояния у нее не
наблюдались. Она вспомнила себя, как с детства она боялась утонуть.
Она могла плавать только там, где была уверенна, что если
встанет, то под ногами будет дно. Иногда страх глубины
парализовал ее на столько, что она не могла
спокойно кататься на лодке с друзьями - нужно было быстрее
войти на берег. Хорошо, что это
было в прошлом. Страх перед глубиной исчез совсем
недавно, но, сколько интересного время провождения на море
во время отпусков было упущено! Оля знала точно, что
не позволит своей дочери чувствовать тот дискомфорт, который
в свое время испытала она, сталкиваясь со своим страхом.
"Если жить с такой философией: а вдруг что-то случится, то
от многого в жизни придется отказаться - не
летать на самолетах, не водить машину, не кататься на горных
лыжах, не знакомиться с новыми людьми. Т.е
жизнь превращается в существование, наполненное страхами", - она объяснила
свою точку зрения родителям. Она не хотела, чтобы чьи страхи
и тревоги передавались по "наследству" дочери, чтобы многочисленные
репортажи СМИ о " всяких страшилках" омрачали жизнь ее ребенка,
тормозили ее развитие, закрывали перспективы и шансы, подаренные судьбой. Она хотела,
чтобы дочь выросла смелой, чтобы радовалась жизни, умела рисковать, сохраняя при
этом трезвую голову. "Пусть она растет осторожной, знает, что
в жизни есть опасности, но только не будет трусихой", - подумала
Ольга.
Она
твердо попросила бабушку и дедушку оставить свои опасения при себе, не
сводила глаз со своей дочери, одобряюще ей улыбалась, конечно, немного волновалась
после слов своих родителей, но мысленно говорила себе: "Все
будет хорошо. В этом году записываю дочь в бассейн, пусть учится
плавать".
Мать гордится своей дочерью. Девочка была
одна на рафтинге, катается с крутой горки на роликах, может
сказать то, что думает учителю, если считает, что он не прав,
мечтает прыгнуть с парашюта. Оля доверяет ей и в чем-то берет
с нее пример. Воспитание - это процесс взаимообмена, и
неизвестно, кто кому больше дает в развитии, мы детям или они
нам.
Татьяна Карниз, тел.8-916-584-98-87.
Сайт автора статьи Татьяны Карниз
Почитайте ещё статьи Татьяны на нашем сайте:
Татьяна
Карниз.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ
Татьяна
Карниз.СТРАХИ "ПО НАСЛЕДСТВУ".
Татьяна
Карниз.НЕ ХОЧУ НИКОГДА УМИРАТЬ! ЧТО ТАКОЕ СТРАХ
СМЕРТИ?
|