Татьяна Карниз.
НЕ ХОЧУ НИКОГДА УМИРАТЬ! ЧТО ТАКОЕ СТРАХ СМЕРТИ?
(Статья была опубликована в журнале
"Лиза. Мой ребенок" январь 2002
года.).
В возрасте 5-8 лет у детей
наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе
связанные со страхом смерти. Это страхи нападения,
заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии,
огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок
делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он
начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться
с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше
боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти.
Нередко возникают вопросы: "Сколько лет жил мой дедушка или
бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все
взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?" Некоторые дети в
5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СТРАХ СМЕРТИ У ДЕТЕЙ?
В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о
смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным
и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно
развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также
возрастает активность в познавательной области. Ребенок
начинает разбираться в таких понятиях , как время и
пространство, и следовательно понимает , что любая жизнь, в
том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие,
ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких,
боится смерти в настоящем.
ВСЕ ЛИ ДЕТИ БОЯТСЯ СМЕРТИ?
Во многих странах большая часть детей испытывают в
5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному,
и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем
живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его
жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех
дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди,
жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у
часто болеющих, не имеющих мужского влияния - защиты и
эмоционально - чувствительных и впечатлительных детей. При чем
девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще
видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети,
которые не испытывают страха вообще. Это происходит, когда
родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему
ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень
часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не
бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от
родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха. Это
связано с тем, что у них низкая эмоциональная
чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства -
мимолетны, интересы - неустойчивы. Иногда страх может
отсутствовать и у детей, без каких - либо отклонений, чьи
родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но
все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего
дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок
сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется
пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и
переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не
переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его
волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению
многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше
возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть
любимыми, ведь "где есть страх, там места нет любви".
ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ.
Бывает родители
и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим
поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться
с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют
на него страхов, возлагают на его хрупкие
плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со
всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической
формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо
знать, что не надо делать:
1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.
2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка
за то, что он боится.
3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком
жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих
опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и
родителями не будет доверия.
4. Говорить ребенку: " Не бойся того-то - того-то, мы этого
не боимся, и ты должен быть смелым". Эти слова пустые для
малыша. 5.Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за
его болезни. Ребенок связывает слова "смерть" и "болезнь" в
одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или
родители.
6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том,
что с ребенком может случиться несчастье.
7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо
болезнью и умереть.
8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его,
ограничить его самостоятельность.
9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы
ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не
просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо
действуют на его психику.
10. Брать на похороны ребенка до подросткового возраста.
КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ.
1. Родителям необходимо помнить, что детский страх -
это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему
ребенка и это призыв о помощи.
2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации,
относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете
давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.
3. Уделить ребенку побольше внимания, ласки, теплоты.
Успокоить его, вернуть душевное равновесие.
4. Создать в доме такую обстановку, чтобы малыш без
стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.
5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний,
заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний
раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.
6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше
интересов у детей, тем меньше они застревают на своих
ощущениях, представлениях и страхах.
7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это
нужно сказать ребенку, но в самой осторожной форме. Лучшее
оправдание смерти - это старость или очень редкая болезнь.
8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов,
не отправлять одного на долгое время "поправить здоровье" в
санаторий.
9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может
"заразиться" взрослыми тревогами: бояться собак, воров,
молнии, самолетов и т.д., т.е. постараться преодолеть свои
недостатки и страхи.
10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам,
попросить их придерживаться ваших методов воспитания.
Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир,
родители помогают ребенку справится со страхом смерти и
перейти на более высокую ступень психического развития.
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.
Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная
женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и
не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха
закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к
кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия
от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает
с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она
вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в
деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с
небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне
только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла
на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали
взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие
травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и
является причиной паники перед глубиной. Она собирается
учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался
по "наследству" детям.
СНЫ ПОД ЗОНТИКОМ ОЛЕ - ЛУКОЕ.
Детям в этот возрастной период могут сниться
кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от
будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно
знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как
норму. Но если "плохие" сны снятся чаще и повторяются, то
ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные
кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в
детстве. Также- у впечатлительных, неуверенных в себе детей и
у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след
, которых проявляется ночью. Такие дети испытывает
всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать.
В этом случае, попробуйте использовать "зонтик Оле - Лукое".
Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его,
приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала.
Расскажите или прочитайте сказку об Оле - Лукое. Когда ребенок
готовится ко сну, раскройте над ним "волшебный" зонтик и
скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также
от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью
рисования.
ХУДОЖНИК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ.
Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно
"зациклен" (застревает) - на страхе смерти, снять его
напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в
возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и
представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в
действительности. Посредством рисования можно устранить или
ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были
рождены воображением ребенка. Также сюда относятся "ужастики"
из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных
травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все
еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на
листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует
по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно
говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов.
Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и
что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное -
нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем
рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же
предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать
широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок
самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен,
подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше
ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок
разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор
расправы над страхом - сжечь разорванный рисунок или закопать
в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает
надобность, проделать эту процедуру еще - выполните его
просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он
разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя
просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или
родителей, а также события, которые произошли с ребенком
недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в
состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими
страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет
специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.
СКАЗКОТЕРАПИЯ.
Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо
говорить на простом и доступном для него языке. Совместное
чтение сказок - это еще один путь, когда ребенок в легкой и
интересной форме получает знания о мире и системе
взаимоотношения в нем. Сказки - это одно из лучших средств для
нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка.
"Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти?
Бессмертна ли душа?" об этом и другом ребенок узнает, когда
родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят
сказки Андерсена. "Русалочка", " Ангел", "Девочка со
спичками", "Красные башмачки", " Дочь болотного царя",
"Девочка, наступившая на хлеб", "Кое - что", "Анне Лисбет"- в
этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать
Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно
была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел
Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных
немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином,
который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о
нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917
года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были
соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно
другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором.
Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы
откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это
произошло со мной.
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй
мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так
спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты.
Причину этого он видел в глубоких корнях православного
воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей
за 20 с небольшим лет новая советская власть. "У
воцерковленных детей нет страха смерти", - сказал мне староста
одного московского храма. Я с ним почти согласилась. Когда
ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что
смерти нет, душа бессмертна, а Бог - это любовь, там
действительно нет места страху смерти, но … при условии, что
родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить
на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет
- каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге
ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний
случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь
отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол,
рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все
волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не
болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент,
рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете
научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в
радостные.
Татьяна Карниз, тел.8-916-584-98-87.
Сайт автора статьи Татьяны Карниз
Почитайте ещё статьи Татьяны на нашем
сайте:
Татьяна
Карниз.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ
Татьяна
Карниз.СТРАХИ "ПО НАСЛЕДСТВУ".
Татьяна
Карниз.НЕ ХОЧУ НИКОГДА УМИРАТЬ! ЧТО ТАКОЕ СТРАХ
СМЕРТИ?
|